[quote="Эндрю"]
lasker пишет: Эндрю пишет:Здесь речь идет об Отце.
.
Откровение 1:7 вы правы в отношении Отк. 1:7-8. В 7-м стихе действительно речь идет
о Христе, а в 8-м стихе действительно говорит Отец. Однако на этом
ваша правота заканчивается. Но хорошо, что вы признали, что «Откровение
1:8 ясно утверждает, что Иегова Бог-это Альфа и Омега». Это важно.
Хотя никакого «Иеговы» в греческом тексте, конечно же, нет…
Далее начинаются дебри. В Отк. 22:12-13 говорит не Отец, а Сын. Это
совершенно очевидно из контекста (ст. 16). Прямой речи Отца в этой
главе нет!!! В Откровении Бог говорит прямо только в Отк. 1:8 и 21:5-8.
Поэтому в 22:12-13 именно Иисус именуется «Альфа и Омега, начало и
конец, Первый и Последний».
Что касается рассуждений о пришествии в Отк. 22, . Стихи 12-16
представляют собой единый контекст, в котором говорит Иисус. А стих 17 —
ответ на эти слова Христа. В стихе 20 слова Христа «приду скоро»
повторяются еще раз — теперь с точным указанием, что это слова Христа.
Отец нигде в Откровении ничего подобного не говорит.
Таким образом, у нас получается последовательность:
- [Отец] Отк. 1:8: Я есмь Альфа и Омега
- [Сын] Отк. 1:17-18: Я есмь Первый и Последний
- [Отец] Отк. 21:6: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец
- [Сын] Отк. 22:13: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Христос в конце Откровения становится выражением полноты Божьей славы.
Первый и Последний В этой части вы пишете:
«Но если отождествлять личности только на основании этого, то получится неразбериха». Прежде всего,
личности никто не отождествляет.
Речь идет лишь о тождестве величия и славы. Сын и Отец — один Бог, но
не одна Личность: «мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и
Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя
Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын,
третья же — Дух Святой. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино,
слава одинакова, величие вечно» (Афанасьевский Символ Веры).
Примеры, которые приводите вы в доказательство незначимости этого
факта, порочны. Во-первых, потому, что люди могут быть тождественны
друг другу, но Богу тождественен быть никто не может. Во-вторых, не
может быть двух разных «Альф и Омег», «Первых и Последних», «Начал и
Концов» (Ис. 44:6). Это противоречит здравому смыслу.
Рассмотрим приведенные тексты поближе.
В
Иоанна 6:70 Иисус
не называет Иуду сатаной. Он называет его «диаволом» в
нарицательном смысле. Именно поэтому в греческом тексте здесь перед словом
diabolos нет определенного артикля. Можно вспомнить, что во 2 Тим. 3:3
«клеветниками» (греч. diaboloi — тоже без определенного артикля) названы
все грешники.
Любопытно, что этот пример лишь доказывает правоту христианского
учения о Троице. Как и в случае Отца и Сына, речь идет не о личностном,
а о
качественном тождестве. Иуда такой же
diabolos, как и
сам сатана. Христос такой же Бог, как и Отец. Вот только клеветников
бывает много, а Бог только один. И, как уже было сказано выше, «первых и
последних» не может быть двое разных.
В
Марка 8:33 Христос не отождествляет Петра с сатаной, а обращается к
самому сатане, который в тот момент искушал Его через Петра. Если о каком-то
отождествлении и можно говорить, то не о личностном, а о качественном
(см. выше).
В
Мф. 11:13-14 Господь
в буквальном смысле отождествляет Иоанна с Илией — только не с пророком древности, а с Илией
из пророчества,
о котором идет речь (Мал. 4:1). Иоанн не был личностно тождествен Илии
(Ин. 1:21), но имел дух и силу Илии и нес то же служение (Лк. 1:17).
Опять же, пророков много, Бог один. Пророки могут быть подобны друг
другу. Бог же не знает Себе подобных и равных (Ис. 46:5, 9).
В
Гал. 4:14 апостол Павел
не называет себя ни ангелом,
ни Христом. Это было бы противоестественно. Он лишь говорит, что
галатийские христиане не только не возгнушались его плотской слабостью,
но оказали ему прием, достойный ангела и даже Самого Христа.
По поводу Исаия 43:11 и Судей 3:9. Вы превратно понимаете то, как
работают титулы и звания. На земле спасителей много, но Бог —
единственный Спаситель от греха и погибели. Земные спасители могут спасти
многих. Только Бог — Спаситель
всех. Отрицать это значит говорить, что в Ис. 43:11 Бог солгал.
Далее вы пишете:
«Не все титулы уникальны и
могут указывать только на одну личность, и больше ни на кого. Иначе
можно дойти до абсурда и сказать: Саша - генерал, Вася - генерал,
значит Саша - это Вася». Вы опять либо не понимаете суть учения о
Троице, либо сознательно ее искажаете. Никто не говорит, что Отец есть
Сын. Но Отец есть Бог, и Сын есть Бог. Кроме того, как вы сами
косвенно признаете,
некоторые титулы уникальны. Например, титул
«Спаситель» уникален в силу Ис. 43:11, а титул «Первый и Последний» —
как в силу Ис. 44:6, так и в силу здравого смысла.
Далее вы пишете:
«Поэтому я и не отношусь настолько однобоко и чересчур серьезно к совпадениям титулов, а смотрю контекст, он многое проясняет».
То, что вы называете «смотреть контекст», на самом деле представляет
собой поиск удобных (т. е. не вполне однозначных) текстов, чтобы с вашей
позиции по своему толковать удобные (т. е. однозначные).
Обороты в Ис. 44:6/48:12 действительно совпадают с оборотами в Отк.
1:17-18 /22:13 не дословно. Но ведь Иоанн не цитирует Исаию. Он своими
словами передает ту же самую мысль. Даже одни и те же слова Христа в
разных Евангелиях иногда звучат немного по-разному, но кто усомнится,
что речь идет об одних и тех же словах одного и того же Христа? Обороты
в Исаие и Откровении тождественны
по смыслу (как я уже
говорил, «первых и последних» не может быть много), и использование
определенного артикля в Откровении лишь еще более подчеркивает этот
факт. Если Иоанн как-то изменяет смысл оборота, то только в сторону
усиления смысла.
Вы акцентируете внимание на «темах» в Исаие и Откровении, но при этом
активно «вчитываете» в текст то, что хотите в нем видеть. Бог уникален
не только как Творец и «в Своей мощи», Он
просто уникален (Ис.
44:6), и титул «Первый и Последний» подчеркивает именно уникальность —
ни до, ни после никого подобного Ему не будет. Аналогичным образом и в
Откровении Иисус Христос является «Первым и Последним» Сам по Себе, а
не потому, что Он умер и воскрес. Собственно, уже тот факт, что вы
готовы истолковать слова «Первый и Последний» в Отк. 22:13
применительно к Отцу, хотя речь явно идет о Сыне, показывает, что
разницы никакой нет.